fallback-image

Как участвовать в питчинге

Качество питчинга — то есть публичной защиты проекта — определяет в современной киноиндустрии очень многое. Главная цель питчинга — получение финансирования и поиск партнёров. А ещё он даёт возможность услышать мнение экспертного сообщества.

В России питчинги проводятся многими кинофестивалями, некоторыми киношколами («Свободное кино») и киновузами (СПбГИКиТ), киноплатформами (Potential, I want Film), киностудиями (Ленфильм и Лендок). Многие знают про Питчинг Дебютантов, организованный Молодёжным центром Союза кинематографистов России, который проходит не только в Москве, но ещё в 15 регионах страны. Его участники, кстати, имеют возможность стать обладателями 500 тысяч рублей — именно такую сумму на реализацию задуманного вручают авторам лучшего проекта. Ну и не забывайте про питчинги в Министерстве культуры и Фонде кино.

Схема традиционного питчинга такая: объявляется приём заявок онлайн, затем из полученных заявок отборочная комиссия составляет шорт-лист для публичной защиты (как правило, это 10 проектов). И уже участники шорт-листа представляют проекты перед экспертным сообществом — продюсерами, представителями продакшнов, режиссёрами, деятелями киноиндустрии. Чаще всего на выступление отводится 3–5 минут. Ещё столько же — для ответов на вопросы экспертов.

Важно: при отборе в шорт-лист играет роль, конечно, наиболее внятно рассказанная история, интересный герой. Ну, или особые условия, если они есть. Например, часто бывает, что потенциальный победитель питчинга должен реализовать проект в городе, где проходит мероприятие.

На какой бы стадии разработки ни был ваш проект, очень многое решает качество его презентации на питчинге. Тут имеет значение всё: от читабельности шрифта (используйте крупный, различимый издалека) и удобоваримости выбираемых цветов (избегайте кислотных и рябящих в глазах), до проработанности кастинга.

Основные советы

1. Будьте лаконичны. Фразы на слайдах вашей презентации должны быть короткими и ёмкими. Не надо помещать туда синопсис целиком, его вы расскажете вслух. Достаточно прописать логлайн — краткую аннотацию к фильму, передающую суть истории, её основную драматическую коллизию.

2. Подготовьте дрим-каст. Изображения типажей ваших героев или конкретных широко известных актёров позволят передать режиссёрское видение персонажей. Еще лучше, если к дрим-касту вы приложите реальный каст. Так, режиссёр Кирилл Васильев несколько лет назад победил на Питчинге Дебютантов с проектом фильма «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» в том числе и потому, что на защите он представил пробы с актёром Виктором Добронравовым, который и сыграл впоследствии главную роль.

3. Обязательны референсы — кинокартины, уже вышедшие в прокат, на которые вы ориентируетесь при создании своего фильма. Они могут быть схожи по тематике, проблематике, стилистике и т. д. Их наличие докажет, что вы ориентируетесь в мире кино, насмотрены и образованны, а также продемонстрирует ваше понимание собственного проекта. Референсы стоит выбирать актуальные, коммерчески успешные и произведённые в той же стране, что и ваш будущий фильм.

4. Смонтируйте сизл-рил. Выигрышнее всего на питчингах выглядят проекты, у которых есть сизл-рил — видео, визуально репрезентующее ваш проект. Это может быть сизл, тизер или трейлер.

Сизл — нарезка кадров из чужих фильмов, передающая сюжет, тематику или общую атмосферу вашей будущей картины.

Тизер — отснятые вами куски будущего фильма (один большой фрагмент или небольшие кусочки из разных частей фильма).

Трейлер. На разных этапах продакшна и постпродакшна фильма создаются разные версии трейлера — видеоролика, который передаёт основную сюжетную линию, героев и конфликт фильма. То, что вы видите в кинотеатрах перед сеансом фильма — это трейлеры, максимально приближенные к старту проката. На этапе продакшна такой детальной проработки трейлера не нужно. Конечно, на сценарных питчингах ни тизера, ни тем более трейлера от вас ожидать не будут. Но имейте в виду, что качественный сизл-рил может заменить всю презентацию. И не страшно, если его подготовите не вы, а ваш более рукастый товарищ.

5. Помните о слайде с вашими контактами. На финальном слайде обязательно разместите информацию о себе: ФИО, продакшн, название проекта (повторение — мать учения), номер телефона и адрес электронной почты. А лучше всего — лендинг (персональную страницу) вашего проекта, где будет выложена та же самая презентация, что вы представили на питчинге. Если ваш проект заинтересовал, то потенциальные партнёры смогу просто сфотографировать этот слайд.

Чтобы победить, надо верить в свой сценарий так, будто он уже реализован. Если вы придёте на питчинг проектов с готовой командой, локациями, потенциальными партнёрами или знанием, где их найти, чётким пониманием целевой аудитории — успех у вас в кармане. По крайней мере, внимание продюсеров обеспечено.

Конечно, главное — это история, способная заинтересовать кого-то, кроме вас. Я часто становилась свидетелем сцен, когда люди подходили к продюсеру с историей, которой давно болеют, со словами «Вам это будет очень интересно!». Как правило, именно в таком случае это оказывается глубоко авторско-индивидуальное, скучное и не очень внятное кино. Может, стоит подходить к продюсеру с фразой «Это будет интересно 18-летним подросткам, которые не уверены в себе, но мечтают о большой любви» или «Всем, кто слушает или не выносит слушать рэп»?

На мастер-классах о питчингах нас почти всегда спрашивают, как уберечься от воровства идей. Никак! На самом деле этот вопрос выдаёт дилетантов, которые, скорее всего, никогда не участвовали ни в каких питчингах, сценарных конкурсах или брифах компаний. Потому что «идею украдут» и потому что «всё куплено».

В мире кино действительно огромное значение играют личные связи. Но не в том смысле, кто чей родственник или любовник, а в том, что только при личном общении мы можем зарекомендовать себя по-настоящему. Поэтому надо как можно больше общаться и вращаться в индустрии: ходить на фестивали, питчинги (даже если вы не вошли в шорт-лист), посещать киноклубы и любые кинотусовки.

В нашем законодательстве идеи не облагаются авторским правом. Они (это доказано философами и психологами) действительно могут одновременно приходить в голову разным людям. А вот разработанный сценарий с героями и диалогами защищён авторским правом и, к слову, более интересен продюсерам и продакшнам. Да и автор, который чётко представляет, как выстроить историю от начала до конца, более востребован на рынке. Доказательством этому может быть только законченный сценарий. Так что проще и надёжнее купить этого самого автора с потрохами, чем украсть его сценарий.

Конечно, исключения случаются (на то они и исключения). Но вы ведь не автор одной идеи, верно?

admin

Related Posts

fallback-image

Полуостров: 5 вещей, которые мы хотим увидеть от поезда до Пусана, продолжение

fallback-image

Любовь и голуби

fallback-image

Перевод «делаем вместе» на английский

fallback-image

Как правильно снимать видео: 10 советов новичку